Второй урок в разделе «Синтаксис и пунктуация сложного предложения». Урок построен с применением электронных образовательных ресурсов. Данная разработка может быть использована и при организации дистанционного обучения.

Автор урока: Бушина Любовь Сергеевна

 

Урок русского языка, 9 класс

Тема: Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения

Урок общеметодологической направленности

Цель урока: дать понятие об основных видах сложного предложения и средствах связи между его предикативными частями.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- изучить виды сложных предложений и средства связи между его предикативными частями;

- совершенствовать умение различать простые и сложные предложения.

  1. Развивающие:

- расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

  1. Воспитательные:

- способствовать формированию умения убедительно и грамотно выражать свои мысли;

- способствовать совершенствованию навыка самоконтроля.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» (под ред. М.М. Разумовской), интерактивная доска, ноутбуки или планшеты (с возможностью выхода в Интернет).

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие.

Оформление тетрадей.

  1. Актуализация опорных знаний.

Дайте точные короткие ответы на конкретные вопросы и задания:

- Назовите признаки простого предложения.

- В чем главное отличие простых предложений от сложных?

- Какие знаки препинания могут стоять между частями сложного предложения?

Обобщите прозвучавшую информацию, ответив на вопрос: «Что такое сложное предложение?  (целесообразно спросить слабого ученика, который на основе уже озвученных ответов построит высказывание, что создаст для него ситуацию успеха).

  1. Формулировка темы урока.

Проблемная ситуация (на слайде вопросы и задания)

- Приведите примеры относительных местоимений.

- Для чего они служат в нашем языке?

- Какие союзы называют сочинительными?

- Для чего они служат?

- Какова основная функция подчинительных союзов?

- В 9 классе мы изучаем синтаксис. Нужно ли нам знать ответы на вопросы по морфологии, размещенные на слайде?

- Да, они связаны с темой нашего урока. О чем пойдет речь?

(запись темы урока в тетради).

  1. Самостоятельное изучение нового материала (в том числе с использованием ЭОР).

1) Посмотрите видеоурок по теме (включается на уроке или при дистанционной работе дается ссылка).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2239/main/

Выделите три блока информации:

- знакомо, знаю;

- знакомо, нужно повторить;

- новое, нужно выучить.

- Не забудьте обязательно повторить материал, выделенный во втором блоке.

- Что из увиденного оказалось для вас новым?

2) Прочитайте материал параграфа 8 в учебнике.

- Какую еще новую информацию узнали, о чем не было сказано в видеоуроке?

  1. Первичное закрепление.

            1) Работа в парах

Заполнить таблицу «Типы сложных предложений и средства связи между ними»

Союзные

Бессоюзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

-

-

-

-

-

-

-

-

            2) Определи тип сложного предложения по схеме

  1. (Когда …), [ ].
  2. [    ], (который…).
  3. [ ], [ ].                                      
  4. [    ], зато [    ].
  5. (Когда …), [ ] и [ ].
  6. 6. [    ], (что …) и (что…).

Обратите внимание на 5 и 6 схемы. Могли бы вы что-то в ней изменить на том уровне знания языка, который есть сейчас у вас?

В предложении к 5 схеме придаточное должно относиться к обеим частям, выступающим в роли главных. В такой синтаксической конструкции (наличие общего второстепенного члена в ССП или общей придаточной части в СПП) запятая между его главными частями не ставится.

В предложении 6 два придаточных относятся к одному главному и являются однородными. Запятая между придаточными также не ставится. Об этом мы еще будем говорить позже.

Составьте и запишите 2 предложения к любым схемам.

  1. Практическая работа с языковым материалом.

1) Перед вами небольшой текст. Определите типы предложений и средства связи в сложных предложениях (работа в парах).

(1) Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. (2) Это было через два месяца после расправы над декабристами. (3) Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что эти стихи были широко распространены в армии и что он сам у царя на подозрении.

(4) Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги, он уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках. (5) Записи его могли многим повредить, и он решается избавиться от них.

Самопроверка по ключу (на слайде).

1 – СПП. 2 – ПП, 3 – СПП, 4 – БСП, 5 – ССП.

2) Послушайте отрывок из хорошо известного вам стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Попробуйте определить, сколькими предложениями поэт описал объемную картину изменяющегося зимнего пейзажа.

 «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, -

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит»

- Сколько предложений в этом отрывке? (ответы детей)

Всего одно. Автор использует сложное предложение с различными видами связи.

Посчитайте, сколько простых предложений в составе сложного употребил поэт.

(читаю еще раз)

  1. Подготовка к ОГЭ

 Выполнение упражнений из ОБЗ сайта ФИПИ

http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416&theme_guid=6CE14B44374E95B34729437ACB21FF64&md=qprint&groupno=5

Задания выполняются коллективно с комментированием. Учитель обращает внимание на материал, который еще незнаком ученикам. Можно предложить сильным детям поразмышлять над утверждением

  1. Рефлексия.

Перейдите по ссылке, выполните задания, связанные с темой урока.

(гугл-форма)

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSefQPfyrs-ylFbFAiWaJvCEDRTF9aWSIOCDYEphoBzQ7cFM_w/viewform?usp=sf_link

Сводные результаты выводятся на экран.

- Какие задания вызвали затруднения?

Что нужно выучить?

  1. Оценивание.
  2. Домашнее задание.

- выучить материал параграфа,

- одно задание на выбор: 1) упражнение из учебника, 2) составить небольшой текст-описание, используя разные типы сложных предложений, 3) выполнить задание в электронной тетради, перейдя по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/hazafuhaka