Представляем урок русского языка «Сила русского слова. В.И. Даль – человек, который собирал слова».

Автор-разработчик: Лаптева Ольга Алексеевна

 

 

Цель занятия – расширить знания обучающихся о роли слова в жизни человека, познакомить школьников с творческой деятельностью В.И. Даля.

Тема: «Сила русского слова. В.И. Даль – человек, который собирал слова»

6 класс

Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2013. – 335 с.

Планируемые результаты

предметные: познакомить с биографией В.И. Даля, историей создания Толкового словаря живого великорусского языка, основным теоретическими понятиями из радела «Лексикография»; совершенствовать умения самостоятельной работы со словарем; актуализировать знания обучающихся о малых фольклорных формах; 

метапредметные:

регулятивные: выделять и формулировать познавательную цель, планировать учебные действия в соответствие с поставленными задачами; оценивать собственную деятельность;

познавательные: слушать вопросы учителя и отвечать на них; строить устные и письменные речевые высказывания; осуществлять поиск информации;

коммуникативные

- участвовать в совместной коллективной деятельности;

личностные:

- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; уважать культуру своего народа; проявлять творческую активность.

Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, портрет В.И. Даля (художник – В.Г. Перов), «Толковый слова живого великорусского языка» В.И. Даля, словари синонимов, толковые словари.

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: она ничего не стоит и в то же время стоит дорого. Что это? (Улыбка) Давайте улыбнемся и поделимся друг с другом своим настроением.

II. Актуализация имеющихся знаний, постановка проблемы.

- Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».

Слайд 1. Перед вами стихотворение З. Гиппиус «Всё кругом». Послушайте его.


Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жёстко тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко ничтожное,

Непереносное, ложное, ложное!

 

- Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение? (Отвращение, отчаянье, безнадежность, неприятная темнота, духота и т.п.)

- В чём особенность этого стихотворения? (Все стихотворение состоит из имен прилагательных)

- Какие прилагательные вас особенно впечатлили? (Трупно-холодное, липкое, скользкое)

- Почему именно они? (Эти прилагательные передают отталкивающую атмосферу «всего кругом»)

- Можно ли все прилагательные, встретившиеся в стихотворении, назвать синонимами? Читаем текст еще раз. (Эти прилагательные назвать синонимами нельзя, однако они кажутся очень близкими по значению)

- Кому они кажутся близкими по значению? (Нам, читателям, и, наверное, автору)

- Как вы считаете, каким может быть человек, написавший подобные строки? (Неравнодушным, обидчивым, легко ранимым, он испытывает боль и отчаянье, он раздражительный и злой)

- А теперь прочитаем последние строки этого стихотворения:

Слайд 2. Но жалоб не надо, что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе!

- Что меняется? (Отчаяние уходит, появляется надежда на то, что все изменится в лучшую сторону)

- Сделаем вывод о роли слова в жизни людей? (Слово помогает передать различные оттенки чувств человека, его эмоции)

III. Содержательный этап.

- Попробуем предположить, о чем мы будем говорить на уроке. (Обучающиеся предлагают вариант темы урока) Обратимся к записи на доске.

ФЫВЦУЛПРАРРДАИРМРОИОЛРДШИЧСВМИАТНОЖДВЛОИКЧБЛДЙЦАГШЛОЛЬ

- В данной записи зашифровано имя человека, который всегда был очень внимателен к словам. Он создал «уникальные заметки, словарную записную книжку, дневник словесника». Назовите имя этого человека. (Владимир Иванович Даль; портрет ученого-лексикографа учитель вешает на доску)

- Перед вами «Портрет писателя Владимира Ивановича Даля», который написан русским художником Перовым Василием Григорьевичем в 1872 г.

- Каким образом мы можем связать разговор о слове с именем В.И. Даля? (Даль создал уникальную записную книжку. Наверное, он изучал русские слова и писал об этом)

- Давайте запишем тему урока: «Сила русского слова. В.И. Даль – человек, который собирал слова»

- Какую цель каждый из вас сегодня поставит перед собой? Давайте спроектируем нашу совместную деятельность во время урока, составим план нашей работы.

Работа с учебником.

- Мы сказали, что слово помогает выразить часть своего «я». Давайте обратимся к учебнику, чтобы найти подтверждение сказанному. Откроем учебник на стр. 3. Прочитаем высказывание Л.Н. Толстого о роли слова (упр.2).  (Выразительное чтение текста упражнения)

- Объясним постановку тире в первом предложении. (И подлежащее, и сказуемое в этом предложении выражены именами существительными в И.п.)

- Какова, по мнению Л.Т. Толстого, роль слова в жизни человека? (Л.Н. Толстой говорит о том, что слово имеет великую силу. Оно способно объединить людей или сделать их врагами)

- Найдите в высказывании формы одного слова. Свой ответ аргументируйте (слово, словом, слова) Назовите однокоренные слова. Обозначьте в них корень. Объясните написание орфограмм в этих словах (соединить, разъединить; безударную гласную в корне можно проверить прилагательным единый, после приставки раз-, оканчивающейся на согласную букву З, перед буквой Е пишется Ъ).

- Найдём в учебнике ещё тексты, подтверждающие важность человеческого слова. Прочитаем эти примеры (упр. 3 и 4) Какие чувства, мысли можно выразить словом? (Словом можно передать радость и восхищение, злобу и обиду, равнодушие)

- Ребята, мы назвали имя В.И. Даля – человека, который всю свою жизнь собирал слова. Что вы о нём знаете? (Ответы обучающихся)

- В ноябре 2021 года Владимиру Ивановичу Далю исполняется 220 лет.  Поэтому сегодня на уроке мы не можем не сказать о его вкладе в изучение нашего родного русского языка. Послушайте стихотворение.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о В.И. Дале.

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

(Михаил Львович Матусовский)

- Почему В.И. Даль остается нужным русскому народу, остается незаменимым? Ответ на этот вопрос мы и будем искать сегодня на уроке.

 - Из данных слов соберите предложение (слова записаны на доске):

Народ, бесспорно, язык, наш, главнейший, родник, неисчерпаемый, и. 

Обучающиеся читают получившиеся предложения.

- А вот как получилось у В.И. Даля: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш» (Слайд  3). Как вы понимаете это фразу? Какие чувства возникают у вас, когда вы читаете слова В.И. Даля? (В словарном богатстве языка содержится важная информация о культуре народа. Читая слова В.И. Даля, понимаешь, что к своему языку нужно относиться бережно)

- Запишите предложение, оформив его как эпиграф. Ребята, в этом предложении между подлежащим и сказуемым тире ставить не нужно, так как имеется вводное слово. Об этом мы подробнее будем говорить в 8 классе.

- Предлагаю вашему вниманию небольшую сценку. Во время просмотра запишите в тетрадь «необычное» слово.

Инсценирование эпизода. В санях едет ямщик и молодой мичман. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает, лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая: 

-Замолаживает… 
-То есть как замолаживает? - Мичман смотрит недоуменно.

- Пасмурнеет, - кротко объясняет ямщик. - К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: "Замолаживать - иначе пасмурнеть - в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клонится к ненастью" <...>

Слайд 4. Из этой страницы после 40 лет упорной работы вырос знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. 

- Какое «необычное» слово вы записали? (Замолаживать) Почему это слово можно назвать «необычным»? (Мы не употребляем его в повседневной речи) Где оно употреблялось? (Из сценки мы узнаем, что оно употреблялось в Новгородской губернии) Как называются слова, распространенные на определенной территории? (Диалектные слова). Именно диалектным словам и посвящен словарь В.И. Даля.

Рубрика «Знаете ли вы, что…» Видеосюжет о В.И. Дале.

Слайд 5. - Сам Даль называл себя «учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Вот что говорили о Владимире Ивановиче Дале писатели его времени: «Даль совершил подвиг в науке, создав за 50 лет словарь, для составления которого потребовались бы "целая академия и целое столетие”» (Павел Иванович Мельников-Печёрский, русский писатель, публицист); «Русского человека он знает, - говорил о Дале Тургенев, - как свой карман, как свои пять пальцев». Однополчанин В.И. Даля доктор де Морни писал во время русско-турецкой войны 1829 года: «Едва объявляется привал, Даль тотчас исчезает, через несколько минут его можно уже видеть где-нибудь в толпе солдат с неизменной тетрадкой в руке». Как относились к В.И. Далю писатели-современники? Какие слова и словосочетания в представленных высказываниях позволяют вам сделать такой вывод? (Писатели-современники уважали В.И. Даля, восхищались его интересами: «знает как свой карман, как свои пять пальцев», «с неизменной тетрадкой в руке», «совершил подвиг»). Назовите фразеологизм. Объясните его значение. (Знать как свои пять пальцев = знать очень хорошо).

- Еще раз обращаем внимание на возможности русского слова, с помощью которого каждый может выразить свое отношение к человеку или предмету. Мы сказали о том, что В.И. Далю принадлежат «уникальные заметки, словарная записная книжка, дневник словесника». Перед вами «Толковый словарь живого великорусского языка»» (Демонстрация словаря).

- Откроем словарь и посмотрим, как он устроен? Как расположены в нем слова? Как выглядит словарная статья? (Работа со словарем. Слова расположены по алфавиту, но не по отдельности, а гнездами. В каждом гнезде слова, образованные от одного корня. Исключения составляют слова с приставками. Они помещены под теми буквами, с которых начинаются).

Работа в парах с «Толковым словарем живого великорусского языка».

Задание. Найдите слова, относящиеся к Курской губернии. Выпишите их. Подберите к ним синонимы.

Озвучивание результатов работы. Запись слов на доске.

-  В.И. Даль всю свою жизнь посвятил изучению «необычных», мало известных слов. В русском языке в наше время также активно употребляются «необычные» слова. Так, сегодня распространено слово буктрейлер. Что оно означает? (Буктрейлер – это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге). Составьте свою словарную статью существительного буктрейлер. Отразите в ней грамматические характеристики слова (Обучающиеся могут воспользоваться всемирной сетью Интернет)

Физкультминутка.

– Предлагаю немного отдохнуть. Поднимите правую руку вверх, а левую опустите вниз. Теперь соедините обе руки за спиной и посчитайте до десяти. Потом поднимите левую руку вверх, а правую опустите вниз. Соедините их за спиной и посчитайте до десяти. Звучит вальс-шутка. Вернемся к нашей работе. Чтение двух-трех словарных статей.

- Как называют людей, занимающихся составлением словарей? Как называется раздел науки о языке, в котором решают вопросы составления словарей? (Лексикографы, лексикография) Кстати, ребята, в нашем городе в Курском государственном университете ученые-лексикографы занимаются работой над составлением словаря языка русского фольклора. Среди ученых профессор А.Т. Хроленко, профессор М.А. Бобунова, профессор С.П. Праведников.

Сегодня каждый из вас побывал ученым-лексикографом. Как вы считаете, нужны ли словари в наше время? (Лексикографическая работа в наше время очень важна. Люди теряют культуру языка, употребляют много нелитературных слов).

- Каким образом, на ваш взгляд, можно «воспитывать» в людях интерес к словарям? (Один из способов – создание буктрейлеров к словарям)

- Предлагаю к следующему уроку выполнить индивидуальное творческое задание: создать буктрейлер к словарю В.И. Даля. Для этого необходимо определить состав рабочей группы, разделить обязанности между членами группы: обозначить ответственного, «журналистов» для поиска нужной информации, «литератора» для оформления текстовых записей, «фотографа» для поиска необходимых картинок, «редактора». (Учитель отмечает желающих для работы над проектом, чтобы их проконсультировать)

- Слово – единица языка. Соединяясь с другими словами, оно является выразителем мысли человека, является источником народной мудрости. Какие «объединения» слов служат для выражения народной мудрости? (Пословицы)

- В.И. Даль известен не только как составитель словаря, но и как собиратель пословиц. В 1853 году он отправляет в Академию наук сборник «Пословицы русского народа», в который включено более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. В этой книге пословицы расположены по темам, например, «Родина – чужбина», «Молодость – старость». Каждой теме была посвящена отдельная тетрадь. Всего таких тетрадей было 180. Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц. 

Прием «Собери рассыпавшуюся пословицу».

Слайд 5. - Из данных слов соберите пословицы. Запишите их.

- насмешишь, людей, поспешишь. (Поспешишь – людей насмешишь) 

- вода, лежачий, под, не, камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)

- горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо) 

- при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро) 

- рыбак, видит, издалека, рыбака (Рыбак рыбака видит издалека)

- сторона, мать, родимая, чужая, мачеха (Родимая сторона - мать, чужая - мачеха)

- Разделимся на группы по четыре человека. Каждая группа определяет ответственного за работу и выбирает одну из пословиц.

Работа в группах. 1. Не называя пословицу, опишите ситуацию, в которой её можно употребить. 2. Разыграйте эту ситуацию. 3. Нарисуйте иллюстрацию к пословице. (Обучающиеся других групп должны назвать пословицу, о которой идёт речь, и объяснить её смысл) Представление результатов работы групп.

Самостоятельная творческая работа.

- Перед вами портрет В.И. Даля. Предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Человек, который собирал слова» (можно написать стихотворение). Включите в свой текст описание внешности этого человека. Постарайтесь рассказать, какие черты характера были ему свойственны. Примите во внимание тот эпизод, который представили ребята, и высказывания писателей о В.И. Дале. Используйте возможности русского слова для того, чтобы как можно точнее выразить свое отношение к знаменитому учёному. Чтение двух-трех работ вслух (по желанию обучающихся). Учитель собирает тетради для оценивания выполненных работ.

IV. Рефлексия.

- Заканчивая урок, вспомним стихотворение З. Гиппиус, к которому мы обращались вначале. Используя только имена прилагательные, опишите чувства, которые вы испытали во время занятия. Озвучивание получившихся текстов.

V. Домашнее задание (слайд 7).

- Запишите домашнее задание. Индивидуальная творческая работа: создание буктрейлера. Задание на выбор: 1) подготовить сообщение о писателе, поэте или учёном, посвятившем свою жизнь изучению русского языка; 2) упр. 5 (з. 1, привести собственные примеры, аргументирующие вашу точку зрения). Всем обучающимся подготовиться к письму по памяти стихотворения в упр. 4.

VI. Подведение итогов.

- Подводя итоги, ещё раз обратимся к вопросам, поставленным в начале урока. Для чего нам нужны слова? (Слово называет предметы, действия, признаки, оно помогает человеку выразить мысли и чувства так, чтобы его поняли окружающие)

- Почему В.И. Даль остается нужным русскому народу, остается незаменимым? Как вы считаете, в чем ценность творческой работы В.И. Даля? (В.И. Даль учит каждого из нас быть внимательнее к слову. Он создал величайший памятник народной культуры, народного слова)

- Достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока?

Слайд 8. - В.И. Даль по своему происхождению не был русским. Его отец – Йохан (Иоганн) Кристиан Даль – датчанин. В 1817 году во время учебного плавания Даль посетил Данию – страну, где жили его предки. В своих воспоминаниях В.И. Даль отразил  впечатления о путешествии: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё – Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков»; «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. <…> Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». О какой черте характера В.И. Даля позволяет говорить такое его отношение к России, к русскому народу? (О патриотизме)

- Как вы понимаете слово «патриотизм»? (Патриотизм – это любовь к Родине)

- Существует ли связь между словами патриот и язык, слово? Если существует, то какая? (Патриот защищает своё отечество, в том числе бережёт и свой родной язык, ведь язык – национальное достояние. Беречь язык – значит внимательно относиться к каждому слову, потому что слово – это самое сильное оружие человека).

-Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца…
А потом порой не хватит века
Чтоб вернуть обиженное сердце…

-Эти слова принадлежат замечательному поэту Э. Асадову. Давайте беречь друг друга, говорить только красивые, приятные слова, которые подарят людям добро и любовь – те ценности, которые всегда были дороги русским людям. Мы русские! А быть русским – это гордость, сила. Видео «О русских».

- Спасибо за урок, ребята! До свидания!

 

Использованная литература

Тандит И.В. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. – М.: «Педагогическая литература», 2008. – 208 с.

Источник: https://ru.citaty.net/avtory/vladimir-ivanovich-dal/

Источник: https://ru.citaty.net/avtory/vladimir-ivanovich-dal/

https://burido.ru/863-tsitaty-dalya

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ