«Татьянин бал», литературно-музыкальное торжество, посвящен 200-летию со дня начала работы А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин».

Целью данного занятия является приобщение к миру творчества А.С. Пушкина через поэзию, музыку, хореографию, характерные для России первой трети XIX века.

Мероприятие подготовила и провела Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Литературно-музыкальное торжество,

посвященное 200-летию со дня начала работы А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин»,

«Татьянин бал»

 

Ведущий 1 Добрый день, уважаемые гости! Наш сегодняшний бал – это еще одна дорога к Пушкину, вечная, остающаяся в памяти, по которой можно пройти за час, за мгновение. Элементы той поры – музыка, праздничная атмосфера – помогут нам в этом путешествии.

Учитель.

Друзья Людмилы и Руслана! Дамы и господа! Мы объявляем о начале бала!

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам… школа № 10.

Ведущий 2.

И скоро балу быть…

И сердце трепетное бьётся…

Как даст мне Бог его прожить?

Как он душе моей придется?

И то ли радость, то ли страх

Сейчас внутри меня теснится…

Того не выразить в словах,

Тому осталось только сбыться.

Учитель.

Позвольте представить наше уважаемое жюри (представление председателя и членов жюри).

 

1 конкурс

Ведущий 1.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет

И радуги на снег наводят;

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам, и модных чудаков.

Ведущий 2.

Так вот оно, начало бала,

Когда сквозь времени порез,

Колонна пар затрепетала,

С балкона грянул полонез!

Учитель.

Я объявляю первый конкурс «Изящных барышень торжественный антре». Мы просим всех девушек под полонез из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» пройтись по сцене.

  • Торжественный выход под полонез

Ведущий 1.

Ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

Ведущий 2.

Благодарим вас, девушки, за этот величественный и изящный выход. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии! Эти аплодисменты для вас!

Учитель.

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво…

Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, изящных барышень торжественный антре! (Жюри оценивает эффектность выхода, внешний вид (причёска, макияж, обувь и т.п.), культуру сценической позы от 1 до 5 баллов).

 

2 конкурс

Ведущий 1.

Бал пушкинской поры. Несметное количество экипажей всех видов по вечерам стекалось к ярко освещённому подъезду, выстраиваясь шеренгой вдоль Невского проспекта.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд,

– писал Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Ведущий 2.

Молодого поэта закружила светская жизнь, возможность посещать балы. А в 20-е годы Александр Сергеевич был бесконечно выбираем дамами и замечаем ими.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

Учитель.

На тогдашнем балу было принято писать мадригалы – комплименты барышням в альбомы. Господа болельщики! Я объявляю ваш конкурс! В течение бала эти альбомы будут переходить к любому из вас с предложением написать что-нибудь или сделать зарисовку в альбом. Не отказывайте, пожалуйста. В конце праздника эти альбомы и чтение ваших мадригалов оценит наше жюри.

Ведущий 1.

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

Сюда, назло правописанью,

Стихи без меры, по преданью,

В знак дружбы верной внесены,

Уменьшены, продолжены.

Ведущий 2.

На первом листике встречаешь

Qu’e crirez-vous surces tablettes;

И подпись: t. a. v. Annette;

А на последнем прочитаешь:

«Кто любит более тебя,

Пусть пишет далее меня».

Учитель.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Пожалуйста, приглашённые на бал гости, напишите теплые слова в адрес конкурсантки из вашего класса. (Жюри оценивает выразительное чтение мадригала, его оригинальность, количество слов, использование разнообразных выразительных средств от 1 до 5 баллов).

 

3 конкурс

Ведущий 1.

Прелесть бала заключалась не только в танцах. Бал становится эстетическим центром общественной жизни эпохи.

Ведущий 2.

Залы и гостиные домов, где собирались на бал, были великолепны! Обилие цветов, уютная изящная мебель, украшенные картинами стены. Все было продумано, обставлено с необыкновенным вкусом. Вне всякого сомнения, тут было чему поучиться!

Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Учитель.

Дамы и господа! Я объявляю следующий конкурс – «По страницам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Всем участницам предлагается письменно ответить на несколько вопросов. Жюри оценивает знание текста произведения, его историю создания от 1 до 12 баллов.

Вопросы к конкурсу:

  1. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни». Кто из поэтов Серебряного века посвятил этому произведению следующие строки:

И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной…

«Онегина» воздушная громада,

Как облако, стояла надо мной.

(1 балл) _____________________________________________________________

  1. В какой период началось создание романа в стихах? Когда это произведение Пушкин закончил?

(2 балла) _____________________________________________________________

  1. Каков эпиграф к роману? Кто автор этого эпиграфа?

(2 балла) _____________________________________________________________

  1. Вставьте два слова в отрывок из романа «Евгений Онегин»:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: ___________________

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

(2 балла) _____________________________________________________________

  1. Вставьте подходящие по смыслу эпитеты в строфу из романа (5 баллов):

Любви все возрасты покорны;

Но ______________ девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури _____________ полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют –

И жизнь могущая даёт

И _____________ цвет и ______________ плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти ________________ след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

 

4 конкурс

Ведущий 1.

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрипок заглушен

Ревнивый шепот модных жен.

Ведущий 2. На балах, в гостиных, в залах все было устроено так, чтобы творческие люди могли показать себя. В светском обществе, в особенности на балу, ценилось умение развлекать публику.

Веселый анекдот, занимательный рассказ, любовное признание – вот основные жанры бальной словесности.

Учитель.

Я объявляю следующий конкурс «Вот Пушкин. Вот он какой…» Конкурсантки продекламируют сейчас стихотворения А.С. Пушкина или будут исполнять музыкальные произведения. Итак,

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

(Жюри оценивает декламацию, исполнение романса на стихи Пушкина и т.д., культуру сценических поз, уровень артистизма от 1 до 7 баллов)

 

5 конкурс

Ведущий 1.

В декабре 1828 года на одном из балов, которые ежегодно давал на Рождество танцмейстер Иогель, Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову. Ей только минуло шестнадцать лет. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом их знакомстве его знаменитость не то, что сконфузила, а как-то придавила ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность только возвысила ее в глазах поэта.

Ведущий 2.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуя себя самих.

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны витают;

Одежды, легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают…

Учитель.

В России вальс сегодня моден,

Он, как и много лет назад,

Красив, престижен, благороден,

И всем стремится показать,

Что возрождается Россия,

Что красота всегда жива,

И пусть узнают молодые

Что мир спасает красота!

Я объявляю последний конкурс – танцевальный. Итак, господа, вальс! Под бессмертную музыку П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»! Жюри оценивает вальсирующие пары. Конкурсантки должны пробудить у зрителей чувство признательности великому поэту, «тронуть русскую душу, русское сердце» (от 1 до 7 баллов).

 

Подведение итогов

Ведущий 1.

Кто б ни был ты, о, мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь не искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтобы сегодня ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти

За сим расстанемся, прости!..

Ведущий 2

Наш бал подошел к концу. Как ни грустно, но время пришло, и мы расстаемся с нашим любимым поэтом. Спасибо участникам и гостям бала, вы помогли нам окунуться в эпоху великого поэта, подышать его воздухом, подарили волшебные минуты соприкосновения с его бессмертными произведениями.

Учитель.

Наш праздник подошел к концу. Давайте попросим уважаемое жюри подвести итоги.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)

Ведущий 1.

На любом балу всегда было место неожиданности, сюрпризу, случайности. Живая непредсказуемость придавала каждому балу новый интерес. Поразившие и запомнившиеся детали обсуждались в письмах, попадали в мемуары. И наш бал не исключение...

  • Звучит полонез, ввозят праздничный торт

Ведущий 2.

Сегодня у нас с вами была романтическая возможность окунуться в обаяние XIX века, ощутить атмосферу, окружавшую Александра Сергеевича Пушкина во времена его юности и зрелости. Так пусть же наш бал будет данью признательной любви великому русскому поэту!

 


You have no rights to post comments