Представляем рабочую программу курса внеурочной деятельности «Основы театрального искусства» для 5 класса. Программа составлена Лазаревой Еленой Васильевной, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г. Щигры Курской области.

Срок реализации – 2017-2018 учебный год. Программа по внеурочной деятельности «Основы театрального искусства» составлена в соответствии с ФГОС СОО второго поколения, образовательной программой «Театр». Автор Е.И. Косинец. М.: МИОО, 2009 г. Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности.

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств обучающихся.

Содержание программы является продолжением изучения русского языка и литературы в освоении различных видов и техник искусства слова.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников.

Задачи:

– знакомство детей с различными видами театра,

– поэтапное освоение детьми различных видов творчества,

– развитие речевой культуры,

– развитие эстетического вкуса,

– воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Предполагается работа с рассказом И.С. Тургенева «Муму»; с баснями И.А.Крылова: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей»; со стихотворениями М.Ю. Лермонтова «Бородино», А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне…», Ивана Бунина «Помню долгий зимний вечер…», Дмитрия Кедрина «Алёнушка», со сказками: «Золотые рога», «Царевна-лягушка», «Снежная Королева», «Двенадцать месяцев».

Учебный план рабочей программы по внеурочной деятельности «Основы театрального искусства» в 5 классе содержит четыре основных раздела: «Основы театральной культуры», «Культура и техника речи», «Ритмопластика и актерская грамота», «Театральная игра». Материал каждого из данных разделов программы разделяется и изучается как в первом, так и во втором полугодии, что отражается в разделе «Содержание тем учебного курса» и в разделе «Календарно-тематическое планирование». Данное разделение материала программы способствует рациональному распределению учебной нагрузки в полугодиях и возможностью большее количество часов отвести на занятия, направленные на работу по театральной игре.

Программа рассчитана для учащихся 5 классов (возраст детей 10-11 лет). Число обучающихся в группе 14-15 человек. Сроки реализации программы 1 год; занятия проводятся 2 раза в неделю, 68 часов в год. Набор детей на занятия осуществляется по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.

Формы организации занятий: теоретические, практические, комбинированные.

Формы проведения занятий: индивидуально-групповые для отработки дикции, мизансцены. Групповые: театральные игры, беседы, экскурсии в театр, спектакли, театральные постановки – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театра. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, посещение спектакля.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

I ПОЛУГОДИЕ

Введение. (1 ч.)

  • Знакомство с коллективом, программой занятий, правилами поведения.

Основы театральной культуры. (2 ч.)

  • Понятие о театре.
  • Виды театра. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Игры: «Театр в твоей жизни», «Театр в твоем доме», «Театр на улице».
  • Структура театра. Основные театральные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник-декоратор, гример.
  • Творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Культура и техника речи. 4 (1+3 п/р)

  • Основные орфоэпические правила. Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице». Комплекс упражнений на звукоподражание («Совушка», «Попробуй, испугай!» и т.д.). Дикция. Практическая работа. Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Освоение четкости и ясности произношения на материале стихотворений и сказок, где в предложениях встречаются труднопроизносимые сочетания звуков. Работа над дикцией. Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку». Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки».

Ритмопластика и актерская грамота.4 (1+3 п/р)

  • Понятие «ритмопластика». Движение как средство выразительности и его особенности. Совершенствование осанки и походки. Тренировка ритмичности движений. Игры: «Походка», «Превращение». Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры: «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени». Работа над образом. Мимика и жесты. Анализ мимики лица. Игры: «Знакомство», «Зеркало». Понятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое воображение.

Театральная игра. 22 (5+17 п/р)

  • Знакомство со сценарием сказки «Золотые рога». Обмен впечатлениями.
  • Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказки по ролям. Деление на логические отрывки.
  • Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
  • Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Подбор музыки. Разучивание песен и танцев. Коллективное изготовление декораций, костюмов. Отработка сцены №1,2,3,4,5,6,7,8 спектакля. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Оформление сцены. Подготовка афиши, программок, билетов, подготовка и проверка оформления. Премьера спектакля. Анализ выступления.

II ПОЛУГОДИЕ

Основы театральной культуры. 1 (+1 п/р)

  • Культура поведения на сцене и в зрительном зале. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Культура и техника речи. 3 п/р

  • Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик» Игра «Фестиваль одной песни». Работа над образом. Игра «Войди в образ».

Ритмопластика и актерская грамота. 6 (1+5 п/р)

  • Импровизация. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе Театральный тренинг. Игры: «Звукооператор», «Театральный режиссер». Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители». Работа над координацией движений. Игра «Очередь». Упражнения для развития гибкости. Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн» Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.) Импровизация. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.
  • Особенности сценического воображения. Комплекс упражнений на умение относиться к условному как к безусловному, к правде как к неправде (например, чем может быть стул? – печкой, телевизором и т.д.; табуретка может быть собачьей конурой, колючим кустарником и т.д.).
  • Комплекс упражнений на умение вспоминать и воображать зрительные образы, звуки («В зоопарке», «На море», «В аэропорту» и т.д.).
  • Комплекс упражнений на умение оправдывать свое поведение на сцене той или иной выдуманной причиной (например, прячусь в комнате – оправдай – почему? от кого?; закрываю дверь – почему? как? и т.д.).
  • Комплекс игр для развития воображения («Шарады», «Скульптуры» и т.д.).
  • Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств («В ожидании поезда», «Долгожданная встреча» и т.д.).
  • Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика: ловлю рыбу – клюёт; кладу сахар в чай, пью – оказывается, положил соль; кошу траву – задеваю гнездо с птенцом и др.
  • Понятие «общение». Отличие сценического общения от обычного общения в жизни.
  • Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов («Повтори», «Зеркало», «Пойми меня», «Глухие телефоны» и т.д.).
  • Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки («Встреча разведчиков в тылу врага» и т.д.).
  • Комплекс упражнений и этюдов, требующих целенаправленного воздействия словом (например, попросить у незнакомого человека монету для телефона - автомата; остановить человека, который идет и не видит, что открыт люк и т.д.).
  • Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него.
  • Комплекс упражнений и этюдов с развернутым текстом на развитие образных представлений - видений (например, рассказать о дороге в школу из дома для того, чтобы убедить ребят прогуляться вместе; удивить друзей рассказом о необыкновенной встрече и т.д.).

Театральная игра. 24 (4+ 20 п/р)

  • Знакомство со сценарием открытого мероприятия «Живые страницы» и эпизодами литературных произведений для инсценирования. Выявление смысловой сути мероприятия. Обмен впечатлениями. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение эпизодов сценария по ролям. Деление на логические отрывки. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.
  • Работа над образом. Обсуждение героев, их характеров, внешности. Воспроизведение в действии отдельных эпизодов сценария мероприятия. Отработка ролей эпизодов сказок «Царевна-лягушка», «Снежная Королева», «Двенадцать месяцев». Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Отработка ролей. Работа над выразительностью речи при чтении прозы (отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму»). Отработка ролей басен И.А.Крылова « Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Индивидуальная подготовка исполнителей (ведущих, чтецов стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино», А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»), работа над выразительностью речи. Индивидуальная подготовка исполнителей (ведущих; чтецов стихотворений Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне…», Ивана Бунина «Помню долгий зимний вечер…», Дмитрия Кедрина «Алёнушка») Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Подбор музыки к мероприятию «Живые страницы». Коллективное изготовление декораций, костюмов.
  • Сводная репетиция открытого мероприятия «Живые страницы».
  • Генеральная репетиция открытого мероприятия «Живые страницы».
  • Оформление сцены и зрительного зала. Подготовка афиши, программок, билетов к открытому мероприятию «Живые страницы». Оформление сцены и зрительного зала, подготовка и проверка оформления.
  • Проведение открытого мероприятия «Живые страницы». Анализ выступления.
  • Круглый стол «Наш любимый театр» (подведение итогов работы за год, обмен мнениями и предложениями о работе на следующий год).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учителя:

  1. Никитина А. Б., Тюханова Е. И. История про театр. Учебно-методическое пособие для преподавателей интегративного курса «Театр» «Авангард», М. – 1995г.
  2. Театр-студия «Дали». Уроки. Программы. Репертуар. Под редакцией Никитиной А. Б. М., Всероссийский центр художественного творчества, серия «Я вхожу в мир искусства» №5-6, 1997г.
  3. Никитина А. Б. Культура древних цивилизаций. Игры. Упражнения. Открытые уроки. Учебно-методическое пособие. Серия «Теория. Методика. Опыт». Международный союз книголюбов, издательство «Книголюб», М., – 2000г.
  4. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А. Б. Никитиной. Владос, М., – 2001г.
  5. Никитина А. Б., Троицкая О. И. «Учимся обсуждать спектакль», Первое сентября №6, 24 марта 2007г.
  6. Вербовая Н.П. Искусство речи. – М.:1977г.
  7. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977г.
  8. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – Москва, 2003г.
  9. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007год
  10. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение, 1986. – 176с.
  11. Ткачева Е.М. Пьесы. – М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008г.

Для обучающихся:

Никитина А. Б., Тюханова Е. И. Любите ли Вы театр? Учебное пособие для учеников средней школы. «Авангард», М. – 1996г.


Тематическое планирование (файл docx, размер 65,1 КБ).

Автор материала: Лазарева Елена Васильевна

You have no rights to post comments