Конкурс «Могуч и прекрасен наш русский язык» для обучающихся 5-х классов посвящен Международному Дню родного языка. Мероприятие подготовила Валикова Татьяна Вячеславовна.

Цель и задачи: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Организационная работа: пригласить для участия в игре команды (по пять-шесть человек) из параллельных 5-х классов, а также по 3-4 человека болельщиков; выбрать жюри (из старшеклассников); подготовить карточки с заданиями, листы для оценивания, бейджики для ведущих и жюри.

 

Ход мероприятия

Ведущий 1

21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он был учреждён Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1999 году.

Ведущий 2

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Ведущий 1

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч…

Ведущий 2

Он – язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий 2

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Ведущий 1

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

Ведущий 2

А большинство языков не имеют никакой официальной «должности» – на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом – 100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10000.

Ведущий 1

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

Ведущий 2

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.

Ведущий 1

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

«Язык – это история народа. Язык – это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», – писал Александр Иванович Куприн.

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык», – утверждал Максим Горький.

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык», – считал Алексей Николаевич Толстой.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» – призывал Иван Сергеевич Тургенев.

Конкурс № 1. «Разминка».

Мы с вами русские люди, но иногда допускаем ошибки в нашей речи. Давайте их найдем и впредь не будем говорить безграмотно.

Исправьте ошибки:

  1. карабкаться вниз (только КАРАБКАТЬСЯ);
  2. две картошки (картофелины);
  3. кивнуть головой (только КИВНУТЬ);
  4. покласть тетради в портфель (положить);
  5. ложите руки на стол (кладите);
  6. более красивее (более красивый).

Конкурс № 2 «Подбери синоним»

Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:

  1. Эгоизм (себялюбие)
  2. Силуэт (очертание)
  3. Колоссальный (огромный)
  4. Континент (материк)
  5. Уникальный (исключительный)
  6. Инъекция (укол)
  7. Иллюминация (освещение)

Конкурс № 3 «Лингвистическая угадай-ка»

Ведущий. Антонимы это слова с противоположным значением. Я вам предлагаю несколько слов, вы – антонимы к ним.

  1. Знойный – ледяной
  2. Яркий – тусклый
  3. Полнота – худоба
  4. Искусственный – натуральный
  5. Верх – низ

Ведущий. Синонимы это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.

  1. Глаз – око
  2. Ребенок – дитя
  3. Дом – жилище
  4. Лицо – физиономия
  5. Дорога – путь

Ведущий. Омонимы слова, одинаковые по написанию, но имеющие различные смысловые значения.

  1. Коса (прическа, орудие труда, песчаная)
  2. Кисть (рука, винограда, малярная)
  3. Топить (печь, человека, масло)
  4. Ласка (животное, выражение чувств)
  5. Печать (периодическая, на документ)

Конкурс № 4. «Загадка, загаданная пословицей»

  1. Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она – что гранит, никто ее не победит. Она слезам не верит (Москва.)
  2. Его сгубишь – новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота – залог его (здоровье.)
  3. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет (язык.)
  4. Хлеб-соль ешь, а ее режь. Она в огне не горит и в воде не тонет. Она хорошо, а счастье лучше (правда.)
  5. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто их (друзья.)

Конкурс № 5. «Обратный перевод»

Представьте, что в Англии перевели на английский стихотворения известных русских поэтов, а переводчик – иностранец снова перевел их на русский.

Обратный перевод.

  1. Если друзья не могут прийти к консенсусу, у них не будет удачи в бизнесе («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…», И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»)
  2. Мне нравится сильный дождь на старте последнего весеннего месяца (Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая…»)
  3. Холодно и светло. Погода прекрасная. Что же ты спишь, очаровательная подруга, уже время, милашка, вставать (А.С. Пушкин «Мороз и солнце, день чудесный…»)

Конкурс № 6. «Конкурс капитанов»

Я называю устаревшие слова, а вы показываете на себе эту часть тела:

  1. выя – шея;
  2. десница – правая рука;
  3. очи – глаза;
  4. шуйца – левая рука;
  5. чело – лоб;
  6. уста – губы,
  7. ланиты – щеки.

Конкурс № 7. «Перевертыши»

Задание узнать пословицы в искаженных фразах.

  1. Украденной кобыле под хвост заглядывают (дареному коню в зубы не смотрят.)
  2. Великое безделье хуже крошечного бизнеса (маленькое дело лучше большого безделья.)
  3. Чужие портки дальше от себя (своя рубашка ближе к телу.)
  4. Брезгливость пропадает, когда голодают (аппетит приходит во время еды.)
  5. Безделье неумеху не страшится (дело мастера боится.)
  6. Стоячего колотят (лежачего не бьют.)

Конкурс № 8. «Поговорим на славянских языках»

Дайте русский перевод.

Польский: glowa (голова), wlosy (волосы), czas (час), poludnie (полдень), Krolowa Sniegu (Снежная королева), polnoc (полночь), drzevo (дерево)

Чешский: Velkolepy (великолепный), muznost (мужество), сhleba (хлеб), ostrov (остров), dobre (добро), bida (беда)

Болгарский: Червената шапчица (Красная шапочка), храбрият шивач (храбрый портняжка), Малечка Палечка (Мальчик с пальчик)

Сербский: vlk (волк), mlieko (молоко)

Конкурс № 9. Вопросы для болельщиков

  1. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (бежать со всех ног).
  2. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль).
  3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело (нос).
  4. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы копейка).
  5. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы).
  6. Про кого из животного мира можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи протискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа).