Программа элективного курса «Письма с фронта», составленная Киреевой Н.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59», рассчитана для обучающихся 10 класса.

Она предусматривает углубленное изучение литературы во взаимосвязи с другими видами искусств: музыкой, живописью, кинематографией – затрагивает проблемы не только литературоведческого характера, но и эстетического развития обучающихся на пороге вступления во взрослую жизнь. Знания, умения и навыки, которые обучающиеся приобретают в процессе изучения данного курса,  помогут сформировать эстетические ценности в процессе становления личности школьника.

Данный курс содержит сведения о произведениях, изучаемых не только на уроках литературы, но и за пределами школьной программы. Это делает программу более насыщенной и помогает расширить кругозор любителей словесности. Помимо этого знакомство с данным материалом сопровождается не только устными размышлениями о прочитанном или услышанном, но и письменными, что способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Программа  элективного курса «Письма с фронта» рассчитана на 17 часов. Она включает в себя занятия как теоретического плана, так и практического. Уроки интегрированной направленности способствуют более глубокому формированию личностной и коммуникативной компетенций школьников.

 

Содержание программы

 

Введение

На пути к возрождению эпистолярного жанра …(2 часа)

«Моды на письма давно уже нет…» (Л. Рубальская) Беседа (1 час)

Вы согласны с поэтессой? Кто из вас получает письма?  От кого эти письма? Интересно их читать?

А вы сами пишете письма?  Что вам проще: написать письмо или позвонить по телефону? Почему? «Бутылочное письмо». Фронтовые письма.  «Треугольники-птицы... Оригами войны». Что же значит слово «письмо» в современном мире? Из каких композиционных частей оно состоит? Викторина «Угадай героя» (см. приложение).

Эстетический и медицинский аспекты каллиграфии (1 час)

Практическое занятие по книге Исаевой Е.Л. «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку». Хотели бы вы без особого труда обнаружить у себя скрытые таланты и наклонности? Или научиться читать мысли, чтобы узнать о человеке буквально все, не донимая его нескромными вопросами?  Из истории графологии. Практическая графология. Анализ собственного почерка.

Письма с фронта в литературе и других видах искусства 20 века (15 часов)

Письма с фронта. Их роль в жизни людей  (1 час)

Память, хранящаяся в треугольниках с фронта. Документы огромной силы. Фронт и почтовая корреспонденция. Летопись времён военного лихолетья. Архивы, где хранятся письма фронтовиков. Роль этих писем в жизни многих семей.

К. Симонов «Жди меня». Анализ стихотворения. Искусство слова в аудиозаписи (1 час)

История создания произведения. Это стихотворение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного лётчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Вера и любовь – своеобразный талисман поэта. Уметь выразительно читать стихотворение.

А. Дементьев «Письмо отца». Песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева

 (1 час)

Жизнь и творчество Андрея Дмитриевича Дементьева. История создания стихотворения «Письмо отца». Образ лирического героя. Средства выразительности. Музыка на стихи А. Дементьева.

Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта» (1 час)

Основная мысль стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта». В его письме воспоминания о далёком  беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу ему, и согреют матери, когда она прочтёт строки письма. Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется, что вдвойне оценит это, вернувшись, непременно вернувшись с войны.  Выразительные средства при анализе данного стихотворения.

Песня на стихи А.Суркова, муз. К. Листова «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь…»). Анализ (1 час)

История создания стихотворения. Тема, основная мысль. Любовь и война, смысл жизни, семья и т.д. Художественные и языковые особенности для передачи основной мысли этого стихотворения. Литература и музыка. Жизнь в музыке.

Анализ стихотворения Людмилы Кириевской «Письма с фронта» . Посвящается всем, кто воевал с фашизмом (1 час)

История создания стихотворения. Тема, основная мысль. Любовь и война, смысл жизни, семья и т.д. Художественные и языковые особенности для передачи основной мысли этого стихотворения. Литература и музыка. Жизнь в музыке.

В. Кондратьев «Привет с фронта». Значение эпистолярного жанра (1 час)

Эпистолярным жанром писатель как бы приближает своих героев и ту страшную войну к нам, сегодняшним. Ведь мы думаем, что эта война была очень давно, а людям, ее пережившим, кажется, что она была совсем недавно.

Отзыв о фильме «Письмо с фронта» режиссёра Ивана Киасашвили (1 час)

Действие фильма происходит в годы Великой Отечественной войны. Раненый солдат Юра полюбил медсестру Нину, но так и не решился ей признаться. Из первого письма Нина узнала о его любви - и ждала новых писем, не зная, что Юра погиб.

Рассказ Е. Габриловича «Фронтовое письмо» (1 час)

Жизнь в письмах. Судьбы солдат. Боль, утраты, переживания, любовь и т.д.

А.В. Митяев. Сборник рассказов «Письмо с фронта». Анализ одного из рассказов (по выбору обуч-ся) (1 час)

Книга "Письмо с фронта" Митяева Анатолия Васильевича - сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Автор - участник войны, проработавший четверть века в "Пионерской правде" и в "Мурзилке". Он хорошо знает запросы и возможности своих читателей. Рассказы, как теперь говорят, остросюжетны. Их герои зримы, у каждого свой особый характер. Действия развертываются в условиях фронтовой обстановки: тут и оружие того времени, и детали солдатского быта. Язык повествований чист и ясен. Особенность рассказов в том, что их завязка - не выдумка писателя, а реальное событие. Поскольку рассказы далеки от очерков и в них много авторского, действующим лицам автор дал имена фамилии солдат своего взвода - в память о фронтовом товариществе.

Анализ фронтовых писем. Прослушивание аудиозаписи (1 час)

Фронтовые письма - бесценное свидетельство "живой" социальной истории. На фронт уходили молодые парни и девушки из разных социальных слоев, и воздействие войны на них было разным. По письмам фронтовиков можно проследить эволюцию и становление личности. Изучение фактологической информации писем и одновременно лингвистический анализ в сочетании с их внешней атрибутикой позволяют приблизиться к воссозданию живого образа защитника Отечества, а тем самым, понять глубинные истоки Великой Победы. 

Обзорный анализ сборника М. Дорошиной, В. Дьячкова «Письма Великой Отечественной» (1 час)

В сборник включены письма с фронта участников Великой Отечественной войны. Письма фронтовиков родным и близким позволяют глубже понять, психологию, мировоззрение, истоки искреннего патриотизма поколения победителей.

Р\Р Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (1 час)

Картина А. Лактионова позволяет окунуться в историю нашей страны. Представление школьников о войне через живопись и литературу.

Р\Р Устный рассказ по картине А.Ф. Васильевича «Письмо с фронта» (1942) (1 час)

Представление школьников о войне через живопись и литературу.

Итоговое занятие. «Письма, опалённые войной» в искусстве 20 века (1 час)

Письма-«треугольники» войны. Работа корреспондентов в период Великой Отечественной войны. Цена писем с фронта. Защита проектов.

 

Автор материала: Киреева Н.А.

Литература

  1. Асадов Э. Зарницы войны. Повесть. Стихи. Поэмы. М: Военное издательство, 1989
  2. Белозерова В.Г. Особенности развития каллиграфической традиции. ДВГТУ., 2003. С. 187-191.
  3. Вольперт Л. И. «...за две строчки перехваченного письма» //Вышгород». Таллинн. 1999. N 2.
  4. Дорошина М., Дьячков В. Письма Великой Отечественной. Архивный отдел Тамбовской области, 2005
  5. Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик, 2010
  6. Кондратьев В. Привет с фронта. Художественная литература, 1995
  7. Митяев А. Письмо с фронта. Белый город, 2015
  8. Симонов К. Жди меня. Детская литература, 2010

 

Электронные ресурсы

  1. medialingua.ru
  2. ru, karelianholidays.ru
  3. nasledie-rus.ru
  4. net›literaturovedenie…m_dostoevskii_novye…
  5. http://www.pagez.ru/
  6. com›?open_file=1269038114
  7. info›rlit/andreev/oteatre.html

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВА

Архив с материалами (объём 27,1 МБ) включает файлы:

1. Программа элективного курса 10 кл. "Письма с фронта"

2. Презентация "Фронтовые письма"

3. Сборник "Письма Великой Отечественной"

4. Ива Столярова "Письмо с фронта"

5. Людмила Кириевская "Письма с фронта" - стихи

You have no rights to post comments