Внеурочное мероприятие по русскому языку «Клуб весёлых и начитанных «Подумай и ответь» предназначено для учеников 5 класса.

КВН позволяет в игровой форме повторить фразеологизмы, правила произношения и правописания, расширять кругозор, развивать логику и речь.

КВН подготовлен Колесниковой Еленой Викторовной, учителем русского языка и литературы МКОУ «Бобрышевская СОШ» Пристенского района Курской области.

 

КВН по русскому языку в 5 классе на тему: «Подумай и ответь»

 

Цель: расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса.

 

Ход мероприятия:

Учитель.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Сегодня мы с вами в игровой форме будем говорить о богатстве русского языка. Я приветствую всех на внеклассном мероприятии по русскому языку «Клуб весёлых и начитанных «Подумай и ответь»!

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

 

Звучит первый куплет песни Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН.

Мы начинаем КВН,

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Ничего, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Но станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

 

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

 

1.Представление команд.

  1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!

  1. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

 

2.Конкурс «Говорите правильно»

Расставьте ударение в словах.

Жюри оценивает правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ 1 балл.

Корысть

Соболезнование

Квартал

Средства

Красивее

Статуя

Обеспечение

Кренить

Балованный

Коклюш

Кровоточить

 

3.Конкурс «Битва эрудитов»

Каждой команде даётся две задачи, за правильное решение по 1 баллу, кто быстрее выполнит задание и правильно тому +1 балл за быстрое выполнение задания. (максимально – 2 и 3 балла).

  1. Найдите плод и растение

С О Ш И С Н Ш А К А (сосна и шишка)

  1. Растворите белое в прозрачном

С В О А Д Х А Р А (вода и сахар)

 

4.Конкурс «Доскажи фразеологизм»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольёшь».)

  1. Мы исходили городок

Буквально … (вдоль и поперёк).

  1. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги).

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

  1. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, (кто по дрова)

  1. Ребята слушать их не станут:

От этой песни … (уши вянут).

 

Дополнительное задание «Замени одним словом» – за 1 ответ – 1 балл. Задача учащихся – заменить фразеологизм одним словом.

  1. Кот наплакал – мало
  2. Развесить уши – слушать
  3. Как снег на голову – неожиданно, внезапно
  4. Плевать в потолок – бездельничать
  5. Зарубить на носу – запомнить
  6. Бить баклуши – бездельничать
  7. Обвести вокруг пальца – обмануть
  8. Сидеть сложа руки – бездельничать
  9. Навострить лыжи – убежать
  10. Не ударить в грязь лицом – не осрамиться

Учитель.

Внимание!

Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно –

Помните: «Один за всех, и все за одного!»

 

5.Конкурс «Чёрный ящик» (6 и 8)

Учитель прячет в чёрном ящике предметы-отгадки. Затем зачитывает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают слова, то получают 3 балла, если после второй подсказки, то 2 балла; если после третьей, то 1 балл. Если команда-соперница знает ответ, то после всех попыток они отвечают на загадку и могут получить дополнительный 1 балл.

Вопросы конкурса.

  1. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
  2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
  3. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)
  4. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)
  5. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же это такое? (Ключ)
  6. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)
  7. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
  8. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)

 

Учитель.

Словари недаром славятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощники

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от ошибок берегут.

Ты словарём почаще пользуйся –

Ведь с ним и горе – не беда.

Словами речь твоя пополнится.

Ну что ж, приступим, господа?

 

6.Конкурс «Словари»

Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него.

(Анатоль Франс)

Учитель: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

– Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)

– Он подбирает близкие по значению слова. (Словарь синонимов)

– Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

– Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

– Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический)

– Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический)

– В нём дано правильное написание слова. (Орфографический)

 

7.Собери цветок

Звучит фонограмма песни «Кисточка»

– К вам, ребята, я спешила, познакомиться решила. Но вчера упала с кочки, Цветок распался на кусочки. Помогите, помогите! Из кусочков нас сложите.

(У каждой команды в конверте лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение).

На сердцевине у цветка первой команды «часть речи». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашего цветка.

На сердцевине у другого цветка «часть слова». Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашего цветка.

 

8.Игра со зрителями «Подскажи волшебное словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

 

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

 

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

 

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

 

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

 

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

 

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

 

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

 

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

 

9.Конкурс «Орфография»

Орфография – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы и И?

Правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов. (максим. – 10 б).

 

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…кле разъезжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц….

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.

 

10.Конкурс «Перевёртыши»

5 б. Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ОГРОМНОМУ ДУБУ ЖАРКО ЛЕТОМ

(Маленькой ёлочке холодно зимой)

 

5 б. Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ГРОМЧЕ, КОШКИ, ПЁС В ПОДВАЛЕ

(Тише, мыши, кот на крыше)

 

10 б. Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

НЕНАВИСТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА

(Любовь с первого взгляда)

 

10 б. Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ДЖОН ДОБРЫЙ ВОСКРЕШАЕТ ЧУЖУЮ ДОЧЬ

(Иван Грозный убивает своего сына)

 

11.Конкурс капитанов.

Капитан 1.

И, соревнуясь, всё же с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепче с ней!

Капитан 2.

Мы – весёлые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Любим в КВН играть.

 

Заключительное слово учителя.

Чтение стихотворения «Родной язык».

 

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

 

Ученик:

Русский язык – великий, богатый,

Как много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты все разгадайте

И с радостью русский язык изучайте.

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

А русский язык будет другом для вас

 

Ребята! Надеюсь, что вы будете более внимательны к словам, которые произносите, и к родному языку. Спасибо за игру!


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ИГРЕ

You have no rights to post comments