Предлагаем познакомиться с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности «ПОЛИГЛОТ» (стартовый уровень).

 

 Разработчик: Лаптева Ольга Алексеевна 

Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся – 15-16 лет

  

РАЗДЕЛ I. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ»

Пояснительная записка

Каждый школьник видит в художественном произведении то, что ему особенно важно и нужно. Ребенок ищет ответы на возникающие вопросы в художественном мире, обращаясь к тому или иному Мастеру слова. Любимыми произведениями современных школьников становятся тексты зарубежных авторов. Знакомясь с различными переводами, школьники не только постигают тайны текста, но и приобретают мультилингвальную осведомлённость о культуре зарубежных стран, готовятся к реальной межкультурной коммуникации, то есть включаются в диалог культур, расширяют свой лингвистический кругозор и формируют дружелюбное отношение и толерантность к носителям других языков и менталитетов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Полиглот» имеет социально-гуманитарную направленность. Она направлен на формирование у обучающихся способности оценивать эстетическую ценность текста, его образность и выразительность.

В последнее время отмечается снижение интереса обучающихся к чтению. Задача педагога объединения – мобилизовать ранее приобретенный опыт общения учащихся с литературным искусством, пробудить их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Актуальность программы состоит в том, что для современного мультилингвального образования характерна европеизация языкового образования, включающая ценностно-ориентационное обогащение представлений обучающихся об интерпретации понятий «мир», «европейские ценности», созвучие образов и стилей жизни европейской и евразийской цивилизаций в контексте диалога культур.

Исторический путь, пройденный любым народом, откладывается в его языке и формирует традиционные установки его культуры.  Любой современный человек включён в некоторое языковое разнообразие. И диалог культур становится ключевой категорией, отвечающей духу времени. Мультилингвизм – это особый тип мышления, впитывающий в себя культурные ценности нескольких цивилизаций. Это важнейшая составляющая стандартов нового поколения, формирующих такие ценностные ориентиры, как толерантность.

Рабочая программа «Полиглот» для 9-х классов составлена в соответствии с требованиями закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012, № 273-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р), приказом Министерства  просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.), письмом Минобрнауки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

Отличительные особенности программы.

Авторская программа «Полиглот» является самостоятельным целостным курсом для обучающихся подросткового возраста и представляет широкие возможности для реализации этнокультурной составляющей ФГОС.

Программа обеспечивает разностороннее личностное развитие школьников, их готовность применять знания, умения, личностные качества для решения актуальных задач в жизненной практике.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Полиглот» носит практико-ориентированный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в сферу литературы и русского языка.

Адресат программы.

Программа адресована обучающимся подросткового возраста от 14 до 16 лет. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности. Главной направленностью жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников.  Именно в этом возрасте происходит становление человека как субъекта собственного развития. Поэтому важно уделять внимание таким проблемам, как отношение к другим народам и культурам, определение жизненных ценностей.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения в количестве 36 часов

Формы обучения по программе

Форма обучения очная (в учреждении). Возможно  дистанционное обучение в условиях отмены очных занятий при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. В соответствие с содержанием программы могут использоваться различные виды занятий: практические, игры, выполнение самостоятельной работы, беседы.

Общее количество часов в год – 36; по 1 часу (одно занятие) в неделю. Продолжительность учебного часа составляет 40 минут. Состав группы – постоянный.

Цель и задачи программы

Цель изучения курса – формирование интереса к другим культурам и народам через «погружение» в художественный текст.

Обозначенной целью диктуются следующие задачи:

  • включить учащихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретут социально значимые знания;
  • приобщить обучающихся к различным культурам с целью формирования толерантного отношения к другим народам;
  • расширить образовательный кругозор обучающихся;
  • развивать творческий потенциал через изучение авторского слова;
  • привить уважение к другим языкам, культурам и народам;
  • развить стремление бережно относиться к слову, к родному языку;
  • приобщить детей и подростков к активной творческой деятельности, связанной с освоением различных культурных ценностей;
  • развить интерес к русскому языку и науке о нем;
  • развить интерес к истории русского языка, к славянским языка;
  • предоставить обучающимся возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него.

Содержание программы

Учебный план

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Количество учебных часов

Формы аттестации и контроля

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

 

2

«Через тернии к звёздам»: слово «в руках» Мастера

13

5

8

 

2.1

Семь известных полиглотов

3

1

2

 

2.2

Творческая мастерская: переводы стихотворения Гёте "EinFichtenbaumstehteinsam"

3

1

2

 

2.3

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»: такие разные переводы

3

1

2

Самостоятельная творческая работа

2.4

Современные песни зарубежных авторов: звучание на русском языке

2

1

1

 

2.5

Расул ХIамзатазул «Къункъраби»: три перевода с аварского на русский

2

1

1

 

3

В гостях у «Русского медвежонка»

17

8

9

 

3.1

Тайны «старой» русской орфографии

4

2

2

 

3.2

Загадки чисел и букв

4

2

2

 

3.3

Есть ли у языка «семья»?

3

1

2

 

3.4

Переводим с древнерусского

2

1

1

Игра

3.5

Славянские языки: диалог культур

4

2

2

 

4

Беседы с филологами: экскурсия в КГУ

4

2

2

 

5

Повторение

2

1

1

Творческий отчет

 

ВСЕГО

36

16

20

 

 

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Определение проблемных вопросов.
  2. «Через тернии к звёздам»: слово «в руках» Мастера.

Теория. Определение понятия полиглот.  Стив Кауфман, Бенни Льюис, Шеннон Кеннеди, Ричард Симкотт, Като Ломб, Лука Лампариелло, Иштван Даби – знаменитые полиглоты.  Сопоставление переводов стихотворения Гёте "EinFichtenbaumstehteinsam" и стихотворений М.Ю. Лермонтова «На севере диком», Ф.И. Тютчева «С чужой стороны», А.А. Фета «На севере дуб одинокий», И.П. Павлова «Незыблемо кедр одинокий стоит», М. Л. Михайлова «На северном голом утёсе», А.Н. Майкова «Инеем снежным, как ризой, покрыт». Сопоставление различных переводов фрагментов произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Перевод текстов песен современных зарубежных авторов. Расул ХIамзатазул «Къункъраби»: три перевода с аварского на русский. Лексические и грамматические средства связей частей текста. Тема и основная мысль текста.

Практическая работа. Определение особенностей языка писателя. Выделение художественно-изобразительных средств.

  1. В гостях у «Русского медвежонка». Разбор заданий международного конкурса-игры по языкознанию «Русский медвежонок». Определение особенностей «старой» русской орфографии. Что кроется в числах и буквах? Определение понятия «языковая семья», «родственные языки». Выяснение сходств славянских языков. Сопоставление польского и русского языков, сербскохорватского и русского языков (в рамках заданий конкурса-игры «Русский медвежонок»). Организация экскурсии в Курский государственный университет на филологический факультет.
  2. Повторение.

 

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • структуру речевой ситуации;
  • художественно-изобразительные средства языка;
  • типы текста;
  • стили речи;
  • понятие темы и основной мысли текста;
  • этапы исторического развития русского языка;
  • генеалогическую классификацию языков;
  • понятие «языковая семья»;
  • славянскую группу языков;
  • жанры литературы и публицистики.

Учащиеся должны уметь:

  • определять стиль и тип речи;
  • определять тему текста и его основную мысль;
  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать языковой материал;
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в устной и письменной речи;
  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
  • систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Метапредметные результаты

Личностные:

  • формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека;
  • развитие любви и уважения к Отечеству, его языку как выразителю национального самосознания народа;
  • овладение языковыми нормами, лингвистической компетенцией оценивания параметров сочинения;
  • формирование устойчивой мотивации к самостоятельной творческой деятельности;
  • овладение лингвистической компетенцией находить и формулировать главный тезис, подбирать аргументы;
  • овладение лингвистической компетенцией распознавания фактических и грамматических ошибок;
  • осознание эстетической ценности родного русского языка и потребности сохранять его красоту и богатство;
  • воспитание уважительного отношения к деятельности одноклассников;
  • соблюдение нравственно-этических норм.

Коммуникативные:

1) пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2) формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

3) формировать умение взаимодействовать с другими членами коллектива.

Регулятивные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • самостоятельно планировать свою деятельность;
  • осваивать новые виды деятельности.

Познавательные:

1) объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста;

2) объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения создания оригинального текста.

 

РАЗДЕЛ II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

Формы аттестации

Для осуществления аттестации и контроля применяются следующие формы: опрос,  самостоятельная творческая работа, творческий отчет, игра, творческие работы.

Для отслеживания и демонстрации образовательных результатов применяются следующие формы: журнал учета работы педагога, наблюдение, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, конкурсы и конференции различного уровня.

Условия реализации программы

Материально-технические и кадровые условия

Кабинет. Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СанПиН 2.4.4 3172-14). Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением.

Информационное обеспечение: столы и стулья ученические, доска настенная, шкафы, стенды, мультимедийный экран и проектор, ноутбук, колонки; книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Для проведения занятий необходимо привлекать учителей русского языка и литературы первой / высшей квалификационной категории, а также прошедших аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Необходимые умения: владеть современными образовательными технологиями и методиками обучения; регулировать поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

Методические материалы

В процессе реализации программы «Полиглот» применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, игровой, дискуссионный, проектный.

Методы воспитания

Для формирования и развития положительных личностных качеств обучающихся необходимо применять методы воспитания: беседу, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивацию, создание ситуации успеха.

Формы организации учебного занятия

На учебных занятиях используются различные формы организации учебного процесса. При этом оптимальным является применение нескольких форм на одном занятии по выбору педагога. В зависимости от темы можно использовать следующие формы организации: беседу, диспут, защиту проектов, игру, конференцию, круглый стол, лекцию, «мозговой штурм», практическое занятие, спектакль, творческую мастерскую.

Педагогические технологии

В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология педагогической мастерской, технология исследовательской и проектной деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая технология.

Во время занятий педагогу потребуются раздаточные материалы (тексты) для работы, задания и упражнения, образцы сочинений.

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Программа «Полиглот» построена на основе личностно-деятельностного и коммуникативного подходов и представляет широкие возможности для формирования важнейших нравственных ценностей школьников.

Цели и задачи программы

Цель изучения курса – создание воспитывающей среды, формирующей толерантное отношение к другим культурам и народам.

Обозначенной целью диктуются следующие задачи:

  • создавать условия для социализации личности;
  • нейтрализовать (предотвратить) негативное воздействие социума;
  • организовать содержательный досуг;
  • включить учащихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети получат опыт участия в социально значимых делах;
  • реализовать важные для личностного развития социально значимые формы и модели поведения;
  • развивать творческий потенциал;
  • поощрять детские инициативы и детское самоуправление;
  • привить стремление к проявлению высоких нравственных качеств, таких, как уважение человека к человеку, вежливость, бережное отношение к чести и достоинству личности, душевная чуткость, отзывчивость, ответственность, любовь ко всему живому.

Направление деятельности: духовно-нравственное.

Формы, методы, технологии

Формы: конкурс, экскурсия, акция, беседа, устный журнал, диспут.

Методы: упражнение, поощрение, организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Технологии:  технология проблемно-ценностной дискуссии,  технология социально-образовательного проекта,  коллективная творческая деятельность, игровые технологии.

Планируемые результаты:

- культура организации своей деятельности;

- уважительное отношение к деятельности других;

- умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

- формирование толерантности;

- воспитание творческой активности.

 

Календарный план воспитательной работы

Воспитательные мероприятия в объединении

Сроки

Название

мероприятия

Форма

Место

проведения, участники

Ответственный

Ноябрь-декабрь

Игра «Русский медвежонок»

Конкурс

 

 

Февраль

Лингвистическая игра «Полиглот»

Игра

 

 

Участие учащихся в воспитательных мероприятиях учреждения

Сроки

Название

мероприятия

Форма

участия

Место

проведения, участники

Ответственный

Март  

«Мы против сквернословия!»

Общешкольная акция

 

 

Участие учащихся в жизни социума

Сроки

Название мероприятия (программы)

Форма

участия

Место

проведения, участники

Ответственный

Апрель

«Беседы с филологами: поездка в КГУ»

Экскурсия

 

 

Участие в Интернет-мероприятиях

Сроки

Название

мероприятия

Форма

участия

Место

проведения, участники

Ответственный

Октябрь-май

Конкурс творческих работ «Школа диалога народов России: литература и жизнь»

Дистанционно 

http://www.alfa-dialog.ru/dialog

 

Октябрь – май

«Культура для школьников»

Интернет-проект в социальной сети ВК

https://vk.com/culture4schoolkids

 

Работа с родителями

Сроки

Название

мероприятия

Форма

проведения

Место

проведения, участники

Ответственный

Сентябрь

 

Интергостиная «Диалог культур»

Диспут

 

 

Май

«О фестивалях, конкурсах и проектах для любителей словесности: стоит ли участвовать?»

Беседа

 

 

 

Список литературы

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. М., 2012.
  2. Наталия Сычева. Пишем без ошибок. Все правила русского языка.- М.:
  3. В. Т. Голубь. Текстовые тренажеры. Воронеж. 2017.
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988
  5. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997
  6. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1979
  7. Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000
  8. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 2007.
  9. Буйлова Л.Н. Порядок организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: дети особой заботы. // Информационно-методический журнал «Внешкольник». — М.: ООО «Новое образование». -— № 3. — 2019. — С. 9-14.
  10. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время — новые подходы [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Буйлова. — М.: Пед. о-во России, 2015. — 270 с.
  11. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  12. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 в последней действующей в 2018 году редакции от 03 августа 2018 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу.

Интернет – ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/
  2. http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html
  3. http://ist.na5bal.ru/doc/20409/index.html
  4. http://edu.tltsu.ru/
  5. https://infourok.ru/test-po-zhurnalistike-dlya-shkolnikov-klassi-806112.html
  6. https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-shkola-zhurnalistiki-2275496.html
  7. https://saginatus.livejournal.com/136292.html
  8. https://www.tania-soleil.com/rasul-gazmatov-zhuravli/
  9. https://русскиймедвежонок.рф/

 

Добавить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте рекламу!


Защитный код
Обновить