В работе круглого стола, организованного 26 августа 2019 года кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, приняли участие 69 человек.

Это специалисты методических служб по русскому языку и литературе, руководители городских и районных методических объединений учителей русского языка и литературы, члены отделения учителей русского языка и литературы регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Курской области, учителя-словесники города Курска и области, преподаватели ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и ПОО Курской области.

 

 

Круглый стол

«Стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания и повышения качества преподавания русского языка и литературы в условиях реализации региональных проектов» 

Цель круглого стола – определение приоритетных направлений преподавания русского языка и литературы в рамках реализации нацпроекта «Образование» в Курской области, способов повышения качества преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО.

Участники круглого стола отметили актуальность обсужденных вопросов:

- приоритетные направления преподавания русского языка и литературы в рамках реализации нацпроекта «Образование» в Курской области (Бабкина М.В., заведующий кафедрой СГО ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н.);

- повышение ИКТ-компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации региональных проектов «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» (Лыкова Л.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курска);

- организация преподавания предметов «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)» в 2019/2020 учебном году (Зимнева О.Н., начальник УМУ, доцент кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО, к.ф.н.);

- планирование и организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в соответствии с ФГОС ОВЗ (Леднева С.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Щекинская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района, член отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области);

- перспективная модель ОГЭ по русскому языку; эффективные методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ (Якунина Т.В., методист кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО);

- школа – вуз – школа: проблема преемственности и пути ее решения (Дьяченко Ю.А., старший преподаватель кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», к.ф.н.).

Учителям русского языка и литературы Курской области презентованы 12 методических пособий, подготовленных к началу нового учебного года членами отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области и сотрудниками кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО.

В ходе работы круглого стола подчеркнута важность обеспечения высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Курской области в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества.

После обсуждения проекта резолюции участниками были сформулированы рекомендации и предложения по итогам работы круглого стола.

 

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам работы круглого стола №4

«Стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания и повышения качества преподавания русского языка и литературы

 в условиях реализации региональных проектов»

в рамках августовского совещания работников образования Курской области

«Достижение стратегических целей национального проекта «Образование» в Курской области»

от 26 августа 2019 г.

 

В работе круглого стола приняли участие 69 человек: специалисты методических служб по русскому языку и литературе, руководители городских и районных методических объединений учителей русского языка и литературы, члены отделения учителей русского языка и литературы регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Курской области, учителя-словесники города Курска и области.

Цель круглого стола – определение приоритетных направлений преподавания русского языка и литературы в рамках реализации нацпроекта «Образование» в Курской области, способов повышения качества преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО.

Участники круглого стола отметили актуальность обсужденных вопросов:

- приоритетные направления преподавания русского языка и литературы в рамках реализации нацпроекта «Образование» в Курской области;

- повышение ИКТ-компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации региональных проектов «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа»;

- организация преподавания предметов «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)» в 2019/2020 учебном году;

- планирование и организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в соответствии с ФГОС ОВЗ;

- перспективная модель ОГЭ по русскому языку; эффективные методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ;

- школа – вуз – школа: проблема преемственности и пути ее решения.

 

В ходе работы круглого стола подчеркнута важность обеспечения высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Курской области в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества.

1. Заслушав и обсудив выступление «Приоритетные направления преподавания русского языка и литературы в рамках реализации нацпроекта «Образование» М.В. Бабкиной, заведующей кафедрой СГО ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н., участники круглого стола отметили значимость национального проекта «Образование» как инициативы, направленной на достижение ключевых задач: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

По итогам круглого стола участниками были сформулированы следующие рекомендации и предложения:

- в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования учителям-предметникам ОО Курской области сосредоточить работу на формировании комплекса метапредметных умений, направленных на развитие и совершенствование читательской грамотности учащихся;

- сформировать банк лучших практик и методик учителей ОО Курской области по развитию функциональной грамотности, которая поможет школьникам использовать имеющуюся информацию, применять ее на практике, решать сложные жизненные задачи, мыслить независимо от массовой культуры.

  1. Лыкова Л.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курска, в своем выступлении «Повышение ИКТ-компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации региональных проектов «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» познакомила присутствующих с ресурсами Российской электронной школы (РЭШ).

«Цифровая школа» входит в проект «Современная цифровая образовательная среда», ее контентный ресурс – РЭШ. В условиях цифровизации РЭШ – это перспектива, развитие передовых технологий для современной школы.

Учитель сможет применять готовые уроки РЭШ; публиковать и распространять свои уроки, создавать, публиковать и распространять учебный «атомарный контент»; совершать вместе с учениками виртуальные экскурсии, проводить эффективную диагностику знаний; оказывать помощь родителям в освоении их детьми образовательных программ.

Постановили:

I.Зарегистрироваться на сайте РЭШ.

II.Ознакомить с возможностями РЭШ коллег на заседаниях методических объединений, родителей обучающихся – на родительских собраниях.

III.Использовать возможности РЭШ для дистанционного обучения детей, не посещающих школу по состоянию здоровья; при составлении программ внеурочной деятельности по предмету; при планировании деятельности классного руководителя.

IV. В целях распространения педагогического опыта размещать свои методические разработки на сайте РЭШ.

V. Использовать возможности РЭШ при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ.

 

  1. В своем выступлении «Об организации преподавания предметов «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)» в 2019/2020 учебном году» начальник УМУ, доцент кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО, к.ф.н. Зимнева О.Н. представила материалы, которые носили как теоретический, так и практикоориентированный характер, касались вопросов преподавания родного языка (русского) и родной литературы (русской) в ОО Курской области на уровне ООО и СОО.

Учебные планы основного общего и среднего общего образования, разрабатываемые общеобразовательными организациями, должны включать предметную область «Родной язык и родная литература» в учебных планах 5-9, 10-11 классов.

Образовательная организация самостоятельно определяет количество часов и классы для преподавания учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)».

С целью диссеминации конструктивного опыта реализации предметной области «Родной язык и родная литература» рекомендовать районным и школьным методическим объединениям учителей русского языка и литературы:

1) провести внутришкольное повышение квалификации учителей-словесников с целью знакомства с нормативными документами, регламентирующими деятельность учителя по предметам «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» и примерными рабочими программами по данным предметам, составленными и рекомендованными отделением учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области;

2) активизировать работу районных и школьных методических объединений по продвижению лучших педагогических практик преподавания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» посредством представления материалов на сайте отделения учителей русского языка и литературы учебно-методического объединения в системе общего образования Курской области umoslovo.ru;

3) способствовать организации и развитию сетевого взаимодействия региональных стажировочных площадок по вопросам преподавания учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)».

 

  1. В ходе работы участники круглого стола совместно с Ледневой С.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «Щекинская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района, членом отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области, обсудили следующие вопросы: обеспечение условий реализации ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при изучении русского языка и чтения; практики планирования и организации учебного процесса на уроках русского языка и чтения при реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участники круглого стола отмечают, что при планировании и организации образовательного процесса необходимо следовать принципам дифференцированного подхода, предоставляя обучающимся с ОВЗ возможность реализовать индивидуаль­ный потенциал развития, и деятельностного подхода, который строится на признании того, что развитие личности обучающихся  c ОВЗ определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Изучение русского языка детьми с ОВЗ в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности, поэтому обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность за счет использования специальных приёмов обучения. Однако учителя русского языка и литературы испытывают значительные затруднения при планировании и организации такой деятельности, есть необходимость дополнительной подготовки педагогов к реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.

По итогам круглого стола участниками были сформулированы рекомендации и предложения:

ОГБУ ДПО КИРО

- обеспечить систематическое повышение квалификации учителей русского языка и литературы по вопросам планирования и организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

- разработать и ввести в программы повышения квалификации педагогических работников информацию об организации инклюзивного образования и введении ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью;

- обобщить опыт работы Ледневой С.А. по вопросу «Обеспечение условий реализации ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью».

Отделению учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области

- осуществлять методическое сопровождение реализации ФГОС ООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями,

- содействовать активному распространению инновационного опыта и лучших педагогических практик по созданию условий и реализации ФГОС для детей с ОВЗ;

Образовательным организациям

- активизировать работу по подготовке педагогов к введению ФГОС ООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

 

  1. По вопросу «Перспективная модель ОГЭ по русскому языку. Эффективные методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ» выступила Якунина Т.В., методист кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО, председатель предметной комиссии по русскому языку (ОГЭ), член отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области.

В 2020 году ОГЭ сдают выпускники 9 классов, которые с 5 по 9 класс обучались на основе ФГОС ООО. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте для общественно-профессионального обсуждения проекты демоверсий перспективных контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) по семи предметам, в том числе и по русскому языку.

С учетом анализа результатов ОГЭ по русскому языку и с целью организации подготовки к ОГЭ 2019-2020 учебного года участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать:

учителям русского языка  и литературы ОО Курской области:

В целях совершенствования методов подготовки выпускников к ОГЭ по русскому языку – 2020 изучить перспективную модель измерительных материалов для ГИА по программам основного общего образования, представленную на сайте ФИПИ

 - выстраивать работу в обязательном соответствии с нормативно-документальной базой, сопровождающей организацию и проведение государственной аттестации в текущем году;

 - спланировать систему рассредоточенной подготовки учащихся 5-9 классов по обучению построения собственного речевого высказывания в процессе прохождения программного материала;

- организовать систематическую деятельность учащихся, нацеленную на формирование навыка речевого самоконтроля, умение анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в отношении их соответствия нормам современного русского литературного языка, а также коммуникативной задаче;

 - продолжить размещение материалов из опыта работы учителей русского языка  и литературы ОО Курской области для подготовки к ГИА на сайтах КИРО и отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области

- использовать в работе учителей русского языка и литературы 9-х классов ОО Курской области методическое пособие ОГБУ ДПО КИРО, представленное в ходе работы круглого стола (Зимнева О.Н., Лаптева О.А. Методические рекомендации по подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку по перспективной модели. – Курск: Учитель, 2019 – 36 с.).

Кафедре СГО ОГБУ ДПО КИРО:

- привлекать к сотрудничеству при организации региональных семинаров-практикумов по повышению качества преподавания русского языка методистов издательств, выпускающих учебную и учебно-методическую литературу;

- учитывать важность обмена опытом при подготовке к ГИА, организовать семинары-практикумы на базе ОО Курской области в рамках серии семинаров «Филологический десант»;

- организовать и провести курсы повышения квалификации по программе «Подготовка членов предметных комиссий по проверке выполнения экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

 

  1. О проблеме преемственности школы и вуза говорила Дьяченко Ю.А., старший преподаватель кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», к.ф.н.

Анализ результатов педагогической практики студентов филологического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» позволил определить следующие проблемы: недостаточные знания студентов в области орфографии (корни с чередованием (исключения), правописание приставок, суффиксов), словообразования, морфологии, синтаксиса. Есть проблемы с речью студентов (употребление слов-паразитов, повторов, неверная постановка ударения и т.д.).

В связи с этим рекомендуем ходатайствовать перед руководством ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» об увеличении количества часов на практику по профильным предметам (словообразование, морфология, синтаксис и т.д.),

Рекомендовать учителям русского языка и литературы увеличить количества часов в рабочих программах для совершенствования культуры речи обучающихся. 

 

Резолюцию по итогам круглого стола рекомендуется опубликовать на странице отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области, довести до сведения учителей образовательных организаций и руководителей районных и городских методических объединений.

 

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА

Презентации к выступлениям М.В. Бабкиной, О.Н. Зимневой, С.А. Ледневой, Л.Г. Лыковой, Т.В. Якуниной.

 

   

   

You have no rights to post comments