26 апреля 2024 года в «Школе молодого словесника» состоялся круглый стол на тему «ЕГЭ по литературе: инструкция, методики, задания, критерии оценки».

Мастер-класс «Герменевтический  подход на уроках литературы» Мальцевой Юлии Викторовны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 им. Б.Г.Шуклина» г.Курска, члена отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО Курской области, прошёл под девизом: «Сначала будет скучно, но потом станет интересно!» Он строился на решении следующих вопросов:

  1. Что такое герменевтика и зачем она на уроке литературы учителю?
  2. Какие приемы герменевтики учитель использует на уроке?
  3. Практическая работа с текстами поэтов -постмодернистов и прозаиков (как работает герменевтика на практике)

Герменевтика (от греч. слова hermeneia) – толкование, объяснение. Этимологию этого слова связывают с именем бога торговли, покровителя дорог Гермесом, который передавал повеления олимпийских богов людям. Он должен был объяснять и толковать смысл этих повелений. Другими словами, герменевтика – это теория интерпретации текста, наука о понимании смысла написанного. Ее цель – адекватно прочитать произведение (выявление содержания худ. произведения).

Филологическая герменевтика – общая теория искусства понимания и интерпретации текста; совокупность методов, приемов и концепций интерпретации текста. Литературная герменевтика исходит из того, что произведение искусства нельзя понять само по себе, ведь произведение – материальное воплощение эстетического опыта, факт культуры, при его интерпретации необходимо реконструировать его место в духовной истории человечества. Юлия Викторовна просто, но мастерски показала, как герменевтическое понимание направлено на реконструирование, расшифровку смысла с целью осознания непрерывности развития культуры, приобщения к прошлому. Наставник на примерах убедила, что достижения предметных результатов может оцениваться степенью проникновения в смысл произведения:  обеспечивается ли понимание, разовьется ли умение делать сравнительный анализ произведений с опорой на герменевтические вопросы; разовьется ли навык интерпретации, декодирования текста на основе «медленного чтения». «Если говорить о метапредметных результатах, то на уроке, основанном на герменевтическом подходе, развивается умение делать выводы; отрабатываются навыки синтеза материала, что для читателя – герменевта более предпочтительно, чем анализ», - уверенно заявила наставник.

ЕГЭ по литературе — не самый популярный экзамен по выбору. Надо прочитать огромное количество текстов, биографий, критики, запомнить сотни персонажей и десятки цитат. Как вообще с этим справиться? Об этом рассказала на своем практикуме «Готовимся к ЕГЭ по литературе: обучение сочинению» Мальцева Светлана Николаевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Курска, член отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО Курской области.

Светлана Николаевна познакомила со структурой варианта КИМ ЕГЭ  по литературе, более подробно   остановившись на   комплексе  заданий 6–10, которые  относятся к анализу стихотворения, или басни, или баллады.  Также наставник познакомила с критериями оценивания  развёрнутого ответа,  демонстрирующего навыки обучающихся анализировать  произведение,  выполнять сопоставление с  другими  лирическими произведениями.  В рамках практикума педагоги выполнили анализ стихотворений О.Мандельштама и Б.Пастернака, выявляли своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике других авторов. Мальцева С.Н. предложила на этапе обучения школьников  использовать речевые формулы, помогающие оформить   последовательное или параллельное сопоставление. 

На этапе повторения был использован методический прием «Даймонд» - короткое литературное произведение, которое способствует развитию речи,   умения работать с информацией (выделять существенные признаки в изучаемом материале), но главное – почувствовать себя творцом хоть  на мгновение.

Любая подготовка начинается с осознания необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания, структуры. В целом, содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:

  • воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
  • выделять смысловые части художественного текста;
  • выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять позицию автора в произведении;
  • выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Выразительно и наглядно прошёл мастер-класс «Литературная игра как способ подготовки к тестовой части ЕГЭ по литературе». Игра «Литературное лото»  позволяет готовить учеников к тестовой части ЕГЭ по литературе с 5 класса. Под руководством Ефремовой Ольги Ивановны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, члена отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО Курской области, руководителя проекта «Школа молодого словесника», молодые специалисты Курской области Черных Виктория Сергеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ  «Медвенская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Г.М. Певнева», Кочергина Марина Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г.Курска, Сергеева Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области» организовали работу в группах, где в ходе выполнения тестовых заданий №2, 3, 8 ЕГЭ по литературе решались как методические запросы молодых словесников, так реализовывались их практические знания в области литературы. Итог игры – награда в форме литературной закладки и литературного календарика.

Ефремова О.И. в форме свободного диалога на равных остановилась на различных формах и методах контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по литературе. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам предлагаются проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов.

На этапе рефлексии молодые специалисты отметили методы и приёмы, которые будут использовать в своей практике при подготовке школьников к ЕГЭ по литературе.

Презентация Мальцевой С.Н.

Презентация Мальцевой Ю.В.

You have no rights to post comments