Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis» – «двойной».

Бинарные уроки – это интеграция, дающая возможность показать обучающимся «мир в целом». Изучение некой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию к изучению. А не это ли главное в нашей работе? Заинтересовать, вдохновить, увлечь учеников, спровоцировать их на творческий поиск?

Автор: Шелудченко Анна Викторовна

 

Все, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи. Я.А. Коменский

 

 

 

Какие задачи ставит учитель, отдав предпочтение бинарному уроку?

- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных сферах;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез);

- расширение кругозора у обучающихся и педагогов;

- развитие у обучающихся навыков самообразования;

- развитие аналитических способностей и изобретательности;

- реализация воспитательного потенциала;

- формирование у обучающихся убеждения во взаимосвязи предметов, в целостности мира (требования ФГОС).

Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. На таких уроках всегда присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок, используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;  урок может проводиться в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления, музыки, видеоряда. Можно даже сотрудничать с виртуальным коллегой, например, учителем из Российской электронной школы, объясняющим учебный материал. Так, в Курской области было популярным проведение известными учителями региона дистанционных занятий по подготовке к ГИА.

Но, конечно, переводить весь учебный процесс на бинарные уроки нельзя. Именно традиционные уроки должны быть основной формой обучения и воспитания. Однако разнообразить учебный процесс нестандартными уроками необходимо, потому что они помогут школьникам развить творческие способности и  повысить их учебную мотивацию.

Следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. И провести бинарный урок не легче, чем традиционный, несмотря на то что в нём участвуют два учителя, ведь им необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока. Очень важным моментом является и психологическая совместимость преподавателей (и необязательно из одной школы), которые вместе готовят, а затем проводят бинарный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга бинарный урок не получится.

Бинарный урок – это не только сотворчество, созидание учителей, говорящих «на равных», но и поле деятельности для наставничества, причём реверсивного, когда и опытные учатся у молодых специалистов.

Важно чётко определить систему взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие учителей  при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Чтобы интегрировать, то есть правильно соединить компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые  изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, то есть совокупность объединяемых компонентов;

- ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру (последовательность)  расположения материала;

- методы и приёмы его предъявления;

- методы и приёмы переработки обучающимися нового материала;

- способы увеличения наглядности учебного материала;

- распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

- критерии оценивания эффективности урока;

- форму записи подготовленного урока;

- формы и виды контроля обученности обучающихся на данном уроке.

 

Достоинства и преимущества бинарных уроков очевидны и несомненны:

- использование различных видов деятельности на уроке даёт возможность обучающимися поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;

- повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

- способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

-  расширяют возможности для самореализации учителя в творческом процессе, открывают перед ним новые возможности, заставляя выступать в роли экспериментатора, расширяется методическая копилка;

-  проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы школьников;

- создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к уроку обучающиеся зачастую осуществляют самостоятельно: они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов, - всё это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность;

- снимают перенапряжение, перегрузку;

- развивают сотрудничество педагогов, способствуют сплочению педагогического коллектива.

В моей практике были бинарные уроки, связанные с музыкой, историй, изобразительным искусством, психологией, физикой. И даже было проведено совместное мероприятие с учителями английского языка, музыки и казачьим ансамблем. И такие занятия остаются в памяти школьников навсегда. Разработки бинарных уроков вы можете увидеть на сайте УМОСЛОВО.

Ссылки на них:

- Бинарный урок литературы  и музыки в 6 классе http://umoslovo.ru/index.php/uroki-literatury/1005-plan-konspekt-binarnogo-uroka-literatury-i-muzyki-v-6-klasse   

- Бинарное интегрированное внеурочное занятие по литературе и физике «Физические явления в русской литературе». http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/421-konspekt-binarnogo-integrirovannogo-vneurochnogo-zanyatiya

- Межсетевое интегрированное мероприятия по литературе, английскому языку и музыке «О казачестве всегда слава по Руси плыла»/ «For ages Cossacks glory has filled Russia`s history». http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/420-o-kazachestve-vsegda-slava-po-rusi-plyla

- Бинарное внеклассное мероприятие по литературе и музыке «Всё начинается с любви» http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/422-vsjo-nachinaetsya-s-lyubvi

- Бинарное внеклассное мероприятие  по литературе и музыке ««Красная горка» – народный праздник» http://umoslovo.ru/index.php/vneurochnaya-deyatelnost/1174-krasnaya-gorka-narodnyj-prazdnik

- Бинарный урок родной литературы и ИЗО «Изображение картин родной природы в произведениях Курских художников, поэтов и писателей» http://umoslovo.ru/index.php/rodnaya-literatura/1093-binarnyj-urok-rodnoj-literatury-i-izo

В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, преподавателю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».

 

You have no rights to post comments