На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Автор-разработчик: Старкова Юлия Анатольевна

 

Тип урока: урок комбинированного типа.

Цель: на примере сказа П. П. Бажова осознать ценностное отношение к труду и творчеству русского народа.

Задачи:

обучающая:

формировать умение выделять характерные черты литературных героев и давать им оценку;

развивающая:

совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания; обогащать словарный запас;

воспитательная:

воспитывать гражданина, уважающего труд мастеров, творчество русского народа.

Прогнозируемые результаты:

-личностные:

умение вести диалог на основе взаимного уважения; актуализация личностного опыта; развитие способности к самооценке учебной деятельности;

-метапредметные:

умение работать с разными источниками; определять цели учебной деятельности; преобразование и структурирование информации и полученных знаний; извлечение информации; выдвигать гипотезу и обосновывать её; соотносить информацию с собственными знаниями, умениями, потребностями; умение слушать и воспринимать информацию в соответствии с целевой установкой; умение соотносить полученную информацию со знаниями и умениями;

-предметные:

умение определять тематику сказа, знание особенностей сказа, умение анализировать литературных героев, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: текст сказа, блок-схемы (модель поведения), карта России, ролик «Гора самоцветов. Урал».

Методы и приемы: беседа, работа с картой, работа с блок-схемой, работа с текстом, создание страницы литературной социальной сети, выбор пословицы.

УМК: Меркин Г. С. "Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2" Русское слово, 2016-2017 гг.

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, сегодня на уроке вам будет интересно, никто не останется в стороне, и мы вместе плодотворно поработаем.

  1. Актуализация знаний. Просмотр видеоролика «Гора самоцветов. Урал» 1 мин.

Ребята, перед вами карта России. Покажите, пожалуйста, Уральские горы.

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал? (малахит)

Правильно.  Упоминание об этом камне есть в названии сказа, который вы прочитали к сегодняшнему уроку.

-Как называется это произведение? («Малахитовая шкатулка»)

-Что объединяет ролик, карту и произведение? (Они об Урале, о людях, там живущих, о богатствах края.

Русские люди называли эти места Седой Урал, Урал-батюшка.

-С каким чувством люди произносят эти слова? Почему? (с уважением, потому что все, что человек имеет, он берет у природы)

-Что дает нам природа? Все верно, мы не хозяева, а гости и друзья для нее.

Постановка учебной задачи.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Прочтите слова Д. Бедного: «Найдут чему здесь поучиться любого дела мастера».

-О чем мы будем с вами говорить на уроке? (Опираясь на то, что мы уже сказали и эти слова, сформулируйте вопрос урока) (Какое важное открытие мы сегодня должны сделать на уроке?)

Чему мы можем научиться у героев сказа Бажова? Это и будет нашей целью урока. Что вы знаете о малахите? Из него вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей. Работая на уроке, вы будете получать малахитовые бляшки, и чем больше у вас их будет, тем выше ваша оценка.

  1. Модель поведения, блок-схема. Работа в парах. У каждого человека и литературного героя, в том числе, есть определенная модель поведения. Что человек хочет, какие он усилия прикладывает и что получает. Перед вами модели поведения и имена героев сказа Бажова. Соотнесите их и объясните свой выбор.

-Чью модель поведения вы назовете положительной (продуктивной)? Почему? (Танюшки, потому что она трудится и приносит пользу.)

-Кому принадлежит непродуктивная, отрицательная модель? (Барину и Пароте, потому что они ничего не делают, только пользуются другими.)

Физкультминутка. Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. И мы с вами немного поиграем.

Как живешь? Вот так!

Как идешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как летишь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Вот так!

  1. Авторская методика. Литературная социальная сеть.

Любая модель поведения человека или литературного героя строится на общении. Где вы общаетесь? (Дома, в школе, с друзьями на улице, в социальных сетях.)

Я предлагаю вам создать литературную социальную сеть, обращаясь к героям сказа Бажова. 

Мы начнем с разработки странички в социальных сетях. Работаем в группах. На каждое задание 2 минуты. 1. Выбор имени. Прочитайте отрывок.  Назовите имя героя для страницы литературной сети, не нарушая авторского замысла. (ответы учащихся).

2.У многих из нас на странице есть статус, то есть фраза, определяющая наши мысли, чувства, характер. Определите статус героя, выбрав, на ваш взгляд, точную пословицу или поговорку. (ответы учащихся)

Обратите внимание на карту, что необычное вы видите? Что отмечено этими флажками? Города, знаменитые своими промыслами: село Городец, село Палех, село Жостово, село Хохлома, город Гжель, г. Курск и многие другие. Какой вывод мы сделаем? (Как богата наша страна промыслами и мастерами).

3.Каждый литературный герой имеет свою жизненную позицию. Прочитайте отрывок и отметьте, к чему стремится главный герой, что видит главным в себе и в других. Сравните эту позицию с промыслами, отмеченными на карте. Нами созданы странички соц. сети. Мы можем выразить свое отношение к этим героям.

5.Итоги урока. Рефлексия. Вы хорошо поработали. Вы довольны своим результатом? Кого бы вы отметили в своей группе?

Можем ли мы сказать, что результат труда согревает нас и нашу душу? Оценки за урок.

Кто из героев сказа помог нам убедиться в этом? (Танюшка)

Так как же мы ответим на вопрос урока. Чему мы можем научиться у героев сказа Бажова? (ответы учащихся)

Закончите фразу:

Какое счастье…

Перед вами заветная малахитовая шкатулка, и я тоже думала над этими словами и хотела с вами поделиться: какое счастье быть независимым, уметь трудиться, чувствовать красоту во всем: в природе и в людях.

Запишите домашнее задание.

На выбор:

  1. Проиллюстрируйте эпизод сказа «Малахитовая шкатулка».
  2. Письменно ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что сказы П. П. Бажова можно считать учебником? Обоснуйте свое мнение».
  1. Подберите для литературной социальной сети героев, которые могли бы быть друзьями героев сказа. Объясните свой выбор.

 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Меркин Г. С. "Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2" Русское слово, 2016-2017 гг.
  2. «Гора самоцветов. Урал» https://www.youtube.com/watch?v=sQU5cVB34_U

 

Презентация к уроку

Материалы к уроку